ЛУЧАЙ (Поставский район)-КОСТЕЛ

ФОТОЭКСКУРСИЯ

     Костел святого Тадеуша в Лучае (Поставский район), на мой взгляд, — один из наиболее красивых костелов Беларуси. 

Его вполне можно поставить в один ряд с несвижским костелом.


Такое сравнение тем более интересно, если учесть, что несвижский костел Божьего Тела — это первый иезуитский костел на землях ВКЛ, в то время как лучайский храм — последний памятник иезуитского монументального зодчества, возведение которого было завершено уже после изгнания ордена иезуитов из ВКЛ.

Перед лучайским костелом установлен первый в мире памятник Бенедикту XVI.

 

Костел в Лучае возводился в 1766 — 1776 гг. на средства Огинских. В плане архитектуры представляет собой традиционную для иезуитского храма крестовую базилику со «спрятанным» куполом (снаружи купол полностью скрыт под двускатной крышей). И если несвижский костел представляет собой образчик наиболее раннего, «чистого», барокко, то в Лучае мы имеем дело с примером так называемого «барочного классицизма» — логического финала эволюции архитектуры «иезуитского» барокко.

Величественный и торжественный внешний облик лучайского костела спустя некоторое время после постройки храма был чрезвычайно удачно дополнен замечательной росписью интерьера, выполненой в технике гризайль небезызвестным Казимиром Антошевским, мэтром «штуки оптичной», т.е. мастером, специализировавшимся на создании «оптических», это значит иллюзионистических (сейчас их бы назвали «трехмерными») настенных росписей, имитирующих скульптуру и элементы архитектурного декора.

С именем Антошевского, в частности, связано создание «3D-фресок» для будславской базилики и минского кафедрального костела, кроме того, он составлял эскизы подобных росписей, которые выполнялись другими художниками. Учитывая, что в документах того времени Антошевский называется «мэтром», т.е. не просто мастером, но и наставником, скорее всего он стоял во главе художественного цеха, выполнявшего росписи «на оптику малёванэ» в костелах тогдашней Минской диоцезии.

Кстати, в композицию главного алтаря лучайского костела Антошевский ввел две «скульптуры», весьма напоминающие алтарные скульптуры, находящиеся в часовне святой Барбары будславского костела. Даже оформление «ниш» для скульптур в виде раковин такое же, как в Будславе!

«Изюминкой» лучайского костела является цикл фресок работы Антошевского «Семь Таинств (Сакраменты)», на которых художник изобразил местных шляхтичей в костюмах конца 18 — начала 19 вв. К сожалению, половина из них в настоящее время закрашена современными росписями, повторяющими работы мастера, но без присущей им «рельефности» — того самого «оптического эффекта», которым славился Антошевский.

Открывающее цикл «Крещение», к счастью, сохранилось без поновлений, — по нему можно оценить уровень мастерства живописца. 

 

Остальные работы цикла имитируют барельефы. Изображения кликабельны.

Вторая половина цикла в разной степени пострадала от современных «поновлений».

Разница весьма ощутима, достаточно сравнить, как «изображены» тени на последней фреске, с тем, как их написал Антошевский в «Крещении»…
Ну а на мой субъективный взгляд «самый кайф» в лучайском храме — это роспись сводов и купола! Тут, как говорится, комментарии излишни…

А вот так выглядят своды боковых нефов.

Общий вид бокового нефа

Амвон.

Один из боковых алтарей (на самом деле — обычная стена, фреска на которой имитирует и алтарь, и алтарную картину «Благовещение»).

Подобные имитации «настоящих» картин находятся и в главном алтаре, правда, там они частично скрыты звукоусилительной аппаратурой .

Заслуживает внимания и костельный двор, в котором можно увидеть вот такие красоты:

Подытоживая увиденное, можно с уверенностью сказать, что деревня Лучай по праву может гордиться таким замечательным памятником архитектуры и монументальной живописи, каким является костел святого Тадеуша.

по материалам источника: http://belarus-travel.livejournal.com/174703.html

фото разных авторов из открытых источников интернета

Дата строительства костела св. Тадеуша в д. Лучай – 1766-1776гг.Соединяет черты барокко и классицизма.


На территории костела находятся статуи апостолов и первая в БССР, а может и бывшем СССР, – статуя Бенедикту XVI.

 

Костел в деревне Лучай Витебской области строил Карло Спампани по технологии, известной со времен Древнего Рима
Деревня Лучай, Поставский район, Витебская область. Есть несколько мнений, почему эта деревня называется именно Лучай. Во-первых, кое-где в Беларуси «лучаем» называют дырку в верхнем камне жернова. Во-вторых, «лУчаем», с ударением на первый слог, называют траву рогозу, которая растет в низинах над реками. Поэтому, кто его знает, чем тут раньше занимались: то ли в жерновах дырки били, то ли травы такой очень много росло. Хотя учёные, которые составляют различные сборники, придерживаются другой версии: они говорят, что «лучай» — слово балтского происхождения. И что значит оно то же, что и наше старобелорусское слово «лука» — мыс, окружённый рекой или озером.

И именно отсюда и пошло название этой деревни, потому что она как раз и стоит на таком мысе, у одноимённого озера Лучай. А с другой стороны от деревни есть ещё и озеро Лисицкое. Про эти два озера есть интересная легенда: говорят, что когда-то в этих местах жила девушка — и красивая, и приятная. Только глаза у неё были разные — один глаз голубой, как небо, а второй чёрный, как осенняя ночь. Полюбила она парня. А он был так себе человек, и сказал ей: «А кто тебя замуж возьмёт? У тебя же глаза разные!». Девушка обиделась и заплакала. Потекли по земле два ручья — из голубого глаза побежала вода светлая, чистая, прозрачная. А из чёрного — чёрная. Так и появились два озера — светлой озеро Лучай с песчаными берегами и тёмное озеро Лисицкое с торфяным дном.

В 1766 году Альжбета Пузыня вместе со своим мужем князем Антоном Пузыней недалеко от дворца в Лучае начинают строить костел. Архитектором они приглашают итальянца Карло Спампани. Говорят, что Спампани при строительстве этого костёла использовал технологию, известную ещё со времён Древнего Рима: в раствор он добавлял яйца. И этот костёл в Лучае считается памятником архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму.

В костёле сохранилось множество старых росписей. Стены, кстати, расписывал наш знаменитый белорусский художник Антон Антошевский. И искусствоведы утверждают, что Антошевский не копировал итальянских мастеров, а расписывал храм в своём стиле, в деликатной монохромной цветовой гамме. В костёле сохранились семь сакраментов, и на них Антошевский показал местных жителей Лучая XIX века.

Читать подробнее на сайте СТВ: http://www.ctv.by/новости/костел-в-деревне-лучай-витебской-области-строил-карло-спампани-по-технологии-известной-со
//ok.ru/videoembed/11411916090

 

Похожие записи:

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

1,677 просмотров всего, 0 просмотров сегодня

Метки: , . Закладка Постоянная ссылка.

Добавьте свой комментарий или поделитесь материалом