•       Идут годы, меняются времена, события, люди, но одно остается незыблемым и вечным  – Родина. Нам кажется, что мы знаем о нашей малой Родине все, или почти все. Но каждый раз, когда мы путешествуем, наблюдаем, читаем, исследуем и думаем о ней, мы открываем для себя что-то новое. И сегодня каждый из нас имеет возможность поделиться этим : новыми фактами, новыми стихами, новыми мыслями о своем крае, городе, селе и рассказать миру о своей малой Родине, о людях с большой душой…

Была в Поставах таможня.

     Поставская таможня была создана приказом №202 от 18 ноября 1991 года тогда еще Таможенного комитета СССР штатной численностью 60 человек.

А в ноябре 1992-го вышло постановление Совета Министров Республики Беларусь №722 «Об установлении таможенного контроля вдоль границ Республики Беларусь с Литовской Республикой и Латвийской Республикой». Организация и обустройство пограничных пунктов пропуска начались летом 1992 года с размещения вагончиков у дорог и железнодорожных путей сообщения. Одновременно осуществлялись подбор кадров, комплектование отделов, структурных подразделений. Началось материально-техническое обеспечение таможни средствами контроля, связи и управления, завозились форменная одежда, всё необходимое для её работы и функционирования.

Складывающаяся обстановка требовала конкретных действий по защите экономических интересов Беларуси. Начался массовый вывоз продуктов питания и всего того, что производилось в стране. Первые же мероприятия, проводимые наполовину укомплектованным составом, не всегда давали положительный результат.

Сказывались нехватка опыта, недостаточная подготовленность, слабая законодательная база, отсутствие собственных складских помещений и другие нерешённые вопросы. В то же время так называемые «физические лица» тащили через границу всё, начиная с валюты, цветных и черных металлов, леса, проката и заканчивая изделиями лёгкой промышленности, товарами широкого потребления, культурными и историческими ценностями. Причём если это были нефтепродукты — то обязательно бензовозами, остальное — фурами и тоннами. На территорию Беларуси транзитом шли огнестрельное и газовое оружие, боеприпасы, наркотические и психотропные вещества и прочее. Позже перевозились водка и спирт. Порой складывалось впечатление, что весь криминал скопился на границе. В такой обстановке обязательными и необходимыми стали сотрудничество и взаимодействие с органами внутренних дел. Районный отдел внутренних дел всегда откликался на просьбы в оказании практической помощи. Разрабатывались и проводились совместные рейды, режимные мероприятия. Иногда работа осложнялась недопониманием отдельными хозяйственниками новой экономической ситуации.

Необходимо было менять сложившиеся за многие годы экономические связи с сопредельной стороной, приводить их в соответствие с уже действующим новым законодательством. Отдельной, не менее сложной задачей стоял вопрос собственной подготовки и учёбы кадров. В таможню пришли люди, работавшие ранее в различных сферах народного хозяйства, офицеры бывшей Советской Армии, учителя средних образовательных школ. Не теряя времени, по согласованию с Государственным таможенным комитетом и руководством действующих таможен в Брест, Гродно, Полоцк направлялись для подготовки и стажировки вновь принятые сотрудники.

Заработали курсы подготовки в Государственном таможенном комитете (сейчас это институт). Позже руководители среднего звена направлялись на учёбу в Институт национальной безопасности (Высшая школа КГБ), Московскую таможенную академию, Академию при Президенте Республики Беларусь. Многие сотрудники учились на заочных отделениях в вузах экономического и юридического профиля. Полученные знания способствовали повышению общего профессионального уровня. Именно поэтому подготовка кадров, обмен опытом, постоянная теоретическая и практическая учёба становились нормой.

В таможне был создан и постоянно действовал учебно-методический кабинет на 80 мест. Было организовано изучение литовского языка. Учебный год в таможне традиционно начинался 1 сентября. Впереди ждала компьютеризация. Для многих сотрудников новым явилось не только получение знаний юридического, экономического плана, вопросов психологии, правил поведения, служебной профессиональной этики, но и умение обращаться с табельным оружием. Регулярно в целях повышения огневой выучки, изучения правил хранения, ношения и возможного применения огнестрельного оружия и спецсредств проводились стрельбы, теоретические занятия, соревнования по стрельбе.

В полном объёме таможня приступила к работе на границе в марте 1993 года. Велась большая работа по развитию и созданию разветвлённой инфраструктуры таможни. Главная задача — выйти на конкретный результат, а это получение платежей от субъектов хозяйствования, средств от фискальной и правоохранительной деятельности, зачисляемых в бюджет страны.

Постановлением Совета Министров Беларуси в Поставской таможне первоначально были определены пограничные пункты таможенного оформления: «Мольдевичи», «Лынтупы-1», «Лынтупы-2», ПТО «Поставы» и «Воропаево». Учитывая предложения руководства таможни, Государственным таможенным комитетом были определены и созданы дополнительно пункты таможенного оформления в соседних районах: ПТО «Глубокое», ПТО «Мядель» и ПТО «Поставы-Авто». Это позволило производить таможенное оформление субъектам хозяйствования, участникам внешнеэкономической деятельности непосредственно на местах, расширилась возможность применения и использования всего комплекса действующих таможенных процедур.

В работе коллектива наметилось время относительной стабильности. К 1997 году штатная численность сотрудников Поставской таможни уже составляла 123 человека, а к 2002 году число оперативного состава и обслуживающего персонала увеличилось до 150-ти. Как и во всяком непростом деле, в работе коллектива были не только успехи, но случались и просчёты. Успехам всегда способствовали внимание и понимание со стороны руководства ГТК, органов власти, тесное взаимодействие с правоохранительными органами, смежными с границей службами, а также общественностью приграничных зон.

Более 200 населенных пунктов, расположенных непосредственно в пограничной зоне, протяженность Государственной границы в зоне деятельности таможни более 100 километров, десятки объездных дорог, лесных тропинок — всё это накладывало свой отпечаток на характер, формы и методы работы отдела по борьбе с контрабандой и таможенными правонарушениями, всего оперативного состава. Так было до прихода на границу главного хозяина — пограничника. К этому времени ситуация на границе начинала меняться. Челноки с неподъемными клетчатыми сумками поехали в обратном направлении. Начался сигаретный и водочный бум. Стал популярным и так называемый автомобильный бизнес. Наработанная база, практическая основа позволили быстро войти в повседневный рабочий контакт с Полоцким, позже Сморгонским погранотрядами, Поставской погранкомендатурой.

Руководство таможни принимало активное участие в мероприятиях по подготовке и проведению демаркации участка Государственной границы, совещаниях и встречах со службами литовской стороны по вопросам совершенствования режима, порядка пропуска физлиц и перемещения народнохозяйственных грузов, товаров в пунктах пропуска. Как правило, ежеквартально в погранотрядах проходили совещания по вопросам текущего времени и постановки задач по охране Государственной границы. Независимо от погодных условий, времени года и суток проводились совместные режимные мероприятия. Реальное взаимодействие всегда давало положительный результат. Так называемые «малые таможни» выполняли поставленные задачи на протяжении отведенного им исторического времени.

Государственный архив хранит документы Поставской таможни за период с 11.08.1992 по 22.08. 2002 года. Коллектив Поставской таможни достойно занимал 2-3-е места в соревнованиях среди равных себе. У нас всегда отмечались праздники и юбилеи, рождались добрые традиции. Таможня имела свой герб и гимн. Слова гимна написала местная поэтесса Ольга Лисицкая. Таможенники активно участвовали в спортивной и культурной жизни района, области и республики, о чём свидетельствуют многочисленные дипломы, грамоты, Кубки…Был создан свой хор, его солистом был лауреат Всесоюзного конкурса «Красная гвоздика» Александр Булдык. Время неумолимо движется вперед. Меняющаяся обстановка диктует свои условия и необходимость преобразований и реформ, в том числе в таможенной среде.

В сентябре 2002 года произошли объединение и ликвидация ряда белорусских таможен республики. Такая реорганизация предполагает функционирование этих структур как самостоятельных подразделений с правом юридического лица только в областных центрах. В Витебском регионе упразднены Полоцкая, Верхнедвинская, Браславская, Поставская таможни. Следует отметить, что поставские таможенники не потерялись. Как никогда кстати им пригодились полученные за время работы в таможне знания — многие получили второе высшее образование, приобрели бесценный жизненный опыт. Сегодня они работают в различных сферах народного хозяйства, правоохранительных органах, КГБ, прокуратуре, суде. Кто-то стал пограничником, а кто-то восстановился на службу в Вооружённые Силы страны. Отдельные стали руководителями, вернулись к педагогической деятельности, нашли своё призвание и работают специалистами и руководителями среднего звена на производстве с различными формами собственности. Значительная часть сотрудников пополнили ряды Ошмянской и Витебской таможен, успешно продолжая их лучшие традиции. Это отрадно. Автор этих строк не скрывает той небольшой грустинки о прошедшем времени, о людях и работе, ставшей почти призванием.

Проезжаешь мимо — и видишь осиротевшие административное здание, гаражи, складские ангары, подсобки, фруктовый наполовину запущенный сад, некогда заложенный в честь открытия таможни… Пользуясь случаем, в преддверии знаменательной даты — 25-летнего юбилея таможенной службы Республики Беларусь — искренне, от всей души хочется поздравить всех, кто честно и добросовестно служил и трудился в Поставской таможне, и в очередной раз поблагодарить, пожелать крепкого здоровья, успехов в труде и созидания на благо нашей Родины.

В. САВИЦКИЙ, бывший начальник Поставской таможни, советник таможенной службы I ранга в отставке.

Дата публикации: 16 Сентября, 2016

(Утратило силу с 27.12.97 г., Постановление N 1536 от 19.11.97 г.)

СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 30 ноября 1992 г. N 722 ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ВДОЛЬ ГРАНИЦЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ И ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.07.93)

# — Постановление Совета Министров Республики Беларусь N 458 от 13.07.93 г.

В соответствии с Законами Республики Беларусь «Об основах организации таможенной службы», «О пограничных войсках Республики Беларусь» и в целях недопущения незаконного перемещения товаров и иных предметов через таможенную границу Республики Беларусь на участках с Литовской Республикой и Латвийской Республикой Совет Министров Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить, что до завершения делимитации и демаркации государственной границы Республики Беларусь с Литовской Республикой и Латвийской Республикой таможенная граница Республики Беларусь с Литовской Республикой и Латвийской Республикой проходит по административно-территориальной границе Республики Беларусь.

2. До принятия соответствующих законодательных актов Республики Беларусь:

создать вдоль таможенной границы Республики Беларусь с Литовской Республикой и Латвийской Республикой зону таможенного контроля, включающую территории Гродненского, Щучинского, Вороновского, Ивьевского, Ошмянского, Островецкого районов Гродненской области, Поставского, Браславского, Миорского, Верхнедвинского районов Витебской области;

возложить обязанности по охране таможенной границы на данных участках на Государственный таможенный комитет и Министерство внутренних дел.

Поручить Государственному таможенному комитету совместно с Министерством внутренних дел и Главным управлением пограничных войск при Совете Министров Республики Беларусь определить порядок проведения режимных мероприятий вдоль таможенной границы с Литовской Республикой и Латвийской Республикой.

3. Установить, что:

перемещение транспортных средств, в том числе транспортных средств индивидуального пользования, и перевозимых на них грузов, личных вещей граждан на участках таможенной границы с Литовской Республикой и Латвийской Республикой может осуществляться только в местах расположения пунктов таможенного оформления и по установленным маршрутам, указанным в приложении к настоящему постановлению, в соответствии с действующим на территории Республики Беларусь законодательством;

# абзацы утратили силу #

4. Главному управлению пограничных войск при Совете Министров Республики Беларусь совместно с Государственным таможенным комитетом, Министерством внутренних дел до завершения делимитации и демаркации государственной границы Республики Беларусь с Литовской Республикой и Латвийской Республикой, по мере укомплектования пограничных частей и подразделений и готовности их к выполнению задач по охране и защите государственной границы, обеспечить защиту экономических интересов Республики Беларусь на таможенной границе и в этих целях:

производить в установленных пунктах таможенного оформления проверку документов и совместно с таможенными органами осуществлять пропуск через таможенную границу лиц, транспортных средств и грузов;

содействовать таможенным учреждениям и подразделениям Министерства внутренних дел в пресечении перемещения через таможенную границу лиц, транспортных средств и грузов вне установленных пунктов таможенного оформления.

Первый заместитель Председателя Совета Министров Республики Беларусь М.Мясникович

Управляющий Делами Совета Министров Республики Беларусь Н.Кавко

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                       к постановлению     Совета
                                       Министров       Республики
                                       Беларусь
                                       от 30 ноября 1992 г. N 722

     ПЕРЕЧЕНЬ  ПУНКТОВ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ
     НА    ТАМОЖЕННОЙ     ГРАНИЦЕ  РЕСПУБЛИКИ
     БЕЛАРУСЬ    С ЛИТОВСКОЙ    РЕСПУБЛИКОЙ И
     ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ

----------------------------+--------------------------+--------------------------------+--------------------
¦    Наименование пункта    ¦   Принадлежность пункта  ¦        Место расположения      ¦Маршрут, установленный  ¦
¦    таможенного оформления ¦   таможенного оформления ¦        пункта таможенного      ¦для перехода таможенной ¦
¦                           ¦   (таможня, таможенный   ¦        оформления              ¦границы (наименование   ¦
¦                           ¦   пост)                  ¦                                ¦дорог)                  ¦
¦---------------------------+--------------------------+--------------------------------+-------------------------

     Бигосово-1               Верхнедвинская             Витебская область,               Витебск - Рига,
                              таможня                    Верхнедвинский район,            а/д А-215
                                                         д.Григоровщина

     Бигосово-2               Верхнедвинская             Витебская область,               Полоцк - Даугавпилс, ж/д
                              таможня                    Верхнедвинский район,
                                                         ж/д ст.Бигосово

     Урбаны                   Браславская таможня        Витебская область,               Бегомль - Глубокое -
                                                         Браславский район,               граница Латвийской
                                                         д.Урбаны                         Республики, а/д Р-3

     Видзы                    Видзский таможенный        Витебская область,               Видзы - Адутишкис -
                              пост Браславской           Браславский район,               а/д Вильнюс - Полоцк,
                              таможни                    г.п.Видзы                        а/д К-49

     Мольдевичи               Поставская таможня         Витебская область,               Видзы - Адутишкис -
                                                         Поставский район,                а/д Вильнюс - Полоцк,
                                                         д.Мольдевичи                     а/д К-49

     Поставы                  Поставская таможня         Витебская область,               Поставы - Лынтупы, ж/д
                                                         Поставский район,
                                                         ж/д ст.Поставы

     Лынтупы-1                Лынтупский таможенный      Витебская область,               Дворчаны - Лынтупы -
                              пост Поставской            Поставский район,                граница Литовской
                              таможни                    д.Казнадеюшки                    Республики, а/д К-46

     Лынтупы-2                Лынтупский таможенный      Витебская область,               Лынтупы - Поставы,
                              пост Поставской            Поставский район,                ж/д
                              таможни                    ж/д ст.Лынтупы

     Котловка                 Котловский таможенный      Гродненская область,             Полоцк - Вильнюс,
                              пост Островецкой           Островецкий район,               а/д Вильнюс - Полоцк,
                              таможни                    д.Котловка                       А-235

     Лоша                     Островецкая таможня        Гродненская область,             Островец - Слободка -
                                                         Островецкий район,               Германишки - Лоша -
                                                         д.Лоша                           граница Литовской
                                                                                          Республики, а/д Н-4041

     Гудогай                  Островецкая таможня        Гродненская область,             Гудогай - Вильнюс, ж/д
                                                         Островецкий район,
                                                         ж/д ст.Гудогай

     Каменный Лог             Ошмянская таможня          Гродненская область,             Минск - Вильнюс, а/д М-12
                                                         Ошмянский район,
                                                         д.Муравьевка

     Клевица                  Клевицкий таможенный       Гродненская область,             Ошмяны - Клевица -
                              пост Ошмянской             Ошмянский район,                 граница Литовской
                              таможни                    д.Клевица                        Республики, а/д Р-43

     Геранены                 Гераненский таможенный     Гродненская область,             Лида - Геранены,
                              пост Вороновской           Ивьевский  район,
                                                                                          а/д Р-42
                              таможни                    д.Геранены

     Бенякони-1               Вороновская таможня        Гродненская область,             Ивацевичи - Вильнюс,
                                                         Вороновский район,               а/д Вильнюс - Ивацевичи,
                                                         д.Бенякони                       А-234

     Бенякони-2               Вороновская таможня        Гродненская область,             Бенякони - Вильнюс, ж/д
                                                         Вороновский район,
                                                         ж/д ст.Бенякони

     Дотишки                  Радуньский таможенный      Гродненская область,             Гродно - Вильнюс,
                              пост Вороновской           Вороновский район,               а/д Вильнюс - Гродно,
                              таможни                    д.Дотишки                        А-232

     Поречье-1                Поречьевский               Гродненская область,             Слоним - Мосты -
                              таможенный пост            Гродненский район,               граница Литовской
                              Гродненской таможни        д.Чернуха                        Республики, а/д Р-41

     Поречье-2                Поречьевский               Гродненская область,             Поречье - Друскининкай,
                              таможенный пост            Гродненский район,               ж/д
                              Гродненской таможни        ж/д ст.Поречье

     Привалка                 Привалковский              Гродненская область,             Гродно - Румшишкес,
                              таможенный пост            Гродненский район,               а/д Румшишкес - Гродно,
                              Гродненской таможни        д.Привалка                       А-231

     Управляющий Делами Совета
     Министров Республики Беларусь             Н.Кавко

В конце 1991 г. начался и процесс создания таможенной инфраструктуры. На границе Беларуси с Латвией и Литвой ГТК совместно с КГБ, Главным управлением погранвойск при Совете Министров и МВД республики стал разворачивать временные пункты пропуска. 18 ноября 1991 приказом еще существовавшего Таможенного комитета СССР на прибалтийском участке госграницы были созданы последние советские таможни: Браславская, Верхнедвинская, Вороновская, Островецкая, Ошмянская и Поставская.

27 февраля 1992 г. СМ РБ утвердил структуру центрального аппарата

ГТК: управление организации таможенного контроля и борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил; экономическое управление; управление капстроительства и эксплуатации таможенных учреждений; техническое управление; управление делами; юридический отдел; отдел тарифного регулирования таможенных доходов и платежей и отдел кадров.

13 марта 1992 г. постановлением ВС РБ был введен в действие Закон «Об основах организации таможенной службы Республики Беларусь». В результате была создана единая таможенная система, включавшая ГТК, региональные таможни, таможни и таможенные посты. Тогда же белорусским парламентом была одобрена и «Концепция таможенной политики».

В том же году, с учетом позитивного опыта Таможенного кодекса ЕС началась разработка первого белорусского Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе».

Нужно отметить, что таможенное законодательство РБ сразу начало развиваться в русле гармонизации и унификации с международными нормами и стандартами при непосредственном участии самой республики в международном сотрудничестве в этой области, ставшей в 1993 г. членом Совета таможенного сотрудничества.

10 марта 1992 г. была создана Минская центральная таможня, основной задачей которой было таможенное оформление и таможенный контроль имущества дипломатических и иных представительств иностранных государств и международных организаций и лиц, пользующихся таможенными льготами, а также грузов, поступающих по линии гуманитарной помощи.     27 октября 1992 г. Гродненская и Минская таможни преобразовываются в региональные (ГРТ и МРТ). В зоне ответственности МРТ оказались таможенные учреждения Минской, Витебской, Могилевской и Гомельской областей. К ней в подчинение переходили Браславская, Верхнедвинская и Поставская таможни, а также новые тампосты: Бобруйский, Солигорский, Молодечненский, Мозырский и др.

31 декабря 1992 г. принято постановление СМ РБ «О дополнительных мерах по организации таможенного контроля в Республике Беларусь», в котором, в целях защиты экономических интересов и совершенствования таможенной политики, ГТК совместно с Главным управлением пограничных  войск при Совете Министров и МВД предусматривалось развернуть на таможенной границе с Россией и Украиной пункты таможенного оформления (ПТО) по временной схеме. Во исполнение этого Приказом председателя комитета от 22 марта 1993 г. были образованы Витебская, Мозырская, Полоцкая, Кричевская, Оршанская, Пинская таможни, авиатаможня «Минск-2», а приказом от 4 мая 1993 г. — Гомельская и Могилевская таможни.

Всего на май 1993 г. в Беларуси имелось 20 таможен. Кроме вышеуказанных на территории страны уже действовали: Браславская, Брестская, Верхнедвинская, Вороновская, ГРТ, «Западный Буг», MPT, МЦТ, Островецкая, Ошмянская, Поставская. Существовали проекты открытия таможен в Барановичах и Волковыске. Это было наибольшее количество таможен за весь новейший период истории Беларуси.

22 марта 1993 г. издан приказ  ГТК РБ № 72-ОД «О создании таможенных организаций», и таможенные посты МРТ стали преобразовываться в таможни. Новые таможенные структуры интенсивно развивались. Если на Новополоцком таможенном посту работало 20 человек, то уже в Полоцкой таможне штатная численность достигала 172 человека.

Происходило совершенствование структуры и разворачивание некоторых отделов в управлении центрального аппарата. Так, в 1993 г. были созданы: управление по борьбе с контрабандой и АТП, инспекция по личному составу, управление кадров и профподготовки и др.

Принес ряд существенных изменений и 1994 г., когда Президент Республики Беларусь впервые утвердил «Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь», определив его главные задачи, структуру и правоохранительный статус.

6 января 1995г. стало началом  очередного этапа развития таможенной  службы Республики Беларусь. В  этот день руководители Республики Беларусь и Российской Федерации, стремясь к дальнейшему развитию сбалансированных и взаимовыгодных экономических отношений, подписали в Минске соглашение о Таможенном союзе. Экспорт товаров между нашими странами стал осуществляться без таможенных пошлин. Торговля же их с третьими странами начала вестись на основе единого тарифа. Отметим при этом, что в 1996г. российский транзит через нашу страну составил 70% от общего показателя.

В рамках реализации соглашения была проведена реорганизация Оршанской, Гомельской, Витебской, Полоцкой и Верхнедвинской таможен. Было упразднено 18 ПТО на белорусско-российской границе. В январе 1996г. ликвидирована Кричевская таможня, а в августе на восточной таможенной границе дополнительно было снято еще 7 ПТО. Началась работа по унификации таможенного законодательства в рамках Таможенного союза.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Добавьте свой комментарий или поделитесь материалом