Таинственные Лынтупы

 

     Городской поселок Лынтупы находится всего в 2 км от государственной границы нашей страны с Литовской Республикой, на крайнем северо-западе Беларуси посреди заповедных лесов нашего Поозерья (40 км западнее г. Поставы и 25 км севернее озера Нарочь).

Чтобы понять уникальность этих мест для исследователей, в начале темы сделаем небольшой ракурс в историю края.

В раннем Средневековье территория Лынтупщины входила в состав Нальщанского княжества. Все население княжества было языческим. После насильственного захвата Нальщан Великим князем Литовским Войшелком в 1264 году земли княжества были переданы под формальную юрисдикцию Полоцка. Однако у ослабленного борьбой с внешними и внутренними врагами Полоцкого княжества в то время уже не было сил христианизировать новые присоединенные земли. Вскоре и само Полоцкое княжество юридически вошло в состав Великого княжества Литовского. Позже мы увидим, что на территории бывшей Нальщанской земли создан Ошмянский уезд Виленского воеводства.

Постепенная христианизация края началась после коронации Великого князя Литовского Ягайлы на польский престол в 1386 году. Но, повторимся, эта христианизация была постепенной и медленно, столетиями, проводилась от правящей элиты к простому народу княжества и не имела резко выраженного насильственного характера. Поэтому, на этой территории вплоть до середины XIX века имелись островки языческого населения, а новая для этих мест христианская вера переплелась в одно целое со старыми языческими обычаями, обрядами и верованиями.

Создание такого плотного переплетения старых языческих верований с христианской религией уникально для континентальной Европы. Подобные процессы происходили лишь в крайне отдаленной от крупных христианских центров Исландии.

Ярким примером такого христианско-языческого конгломерата является и рассматриваемая нами Лынтупщина. Хотя первый костел в городке был построен еще в 1459 году (эта дата считается началом христианизации Лынтупщины), но еще в конце XIX века известный российский исследователь древностей Ф.В. Покровский фиксирует и заносит на свою археологическую карту в самих Лынтупах такой характерный объект языческого культа как «Святой колодец». Более того, автор этих строк во время своих исследований зафиксировал сведения о справлении местным населением культовых обрядов явно языческого происхождения уже во второй половине XX в. Это массовые моления во время некоторых христианских праздников у бывших языческих святынь данной местности: святого «Тысячелетнего дуба» в бывшей деревне Стуковщина (3 км севернее г.п. Лынтупы), «Святого источника» в д. Петрути (10 км восточнее г.п. Лынтупы). Также это разжигание знича (священного огня) во время праздников христианских святых Юрия и Иоанна на бывшем капище языческого бога весны и плодородия Ярило на холме «Могила Рыцаря» («Буцянок») в д. Гурница (12 км к юго-юго-востоку от г.п. Лынтупы). Также это жертвоприношения языческим богам: богине рока и рождения Лайме на ее капища в урочище Вайшский Лог в д. Радута (6 км к юго-востоку от г.п. Лынтупы), неопределенному богу у Святого «Тысячелетнего дуба» в бывшей д. Стуковщина, божеству рода Деду-первопредку на его капище возле бывшей д. Стуковщина и др.

 

«Тысячелетний дуб» в д. Стуковщина.

 

Самой же сенсационной была находка во время совместной полевой экспедиции 1992 г. со старшим научным сотрудником Института Истории АН РБ канд. исторических наук Людмилой Владимировной Дучиц. В окрестностях д. Каптаруны (7 км к северо-западу от г.п. Лынтупы), в 30 м от государственной границы, в заполненном водой отверстии на поверхности культового Святого («Дзюравага») камня Каптарунского были найдены совсем новенькие, только что отчеканенные монетным двором Литовской Республики, монеты. Языческое жертвоприношение в самом конце XX века в центре Европы! Это действительно была сенсация. Благодаря этой находке Каптарунский Святой («Дзюравы») камень стал в научных кругах Европы наиболее известным среди белорусских языческих памятников.

Из приведенного выше материала можно догадаться, что окрестности г.п. Лынтупы являются настоящим сказочным Эльдорадо для краеведов, историков, археологов и этнографов. И действительно, за 20 лет работы автор этих строк нашел и исследовал более сотни объектов дохристианского культа, собрал богатый этнографический материал. Наряду и параллельно с автором над раскрытием древних тайн Лынтупщины работали такие известные ученые, как геолог и кандидат геолого-минералогических наук В.Ф. Винокуров (Геологический Институт АН РБ, Беларусь), кандидаты исторических наук Э.М. Зайковский, Л.В. Дучиц (оба – Институт Истории АН РБ, Беларусь), Викантас Вайткявичюс (Клайпедский университет, Литва), Дайва Вайткявичене (Центральный Литовский Архив Этнографии, Литва), московский археолог Денис Самков (Россия) и другие.

 

Выявленное на Лынтупщине капище, посвященное, по предположению автора, Деду-первопредку.

 

Проведенные летом 2014 года исследования совместно с сотрудниками белорусского отдела Международной Академии информационных технологий (МАИТ) на ряде языческих культовых объектов Лынтупщины обнаружили материал, который заинтересовал представителей и других отраслей науки.

Предыстория вышеупомянутых исследований такова. За время многолетней работы с языческими культовыми объектами автор обратил внимание на необъяснимые случаи, происходящие с человеческой психикой, фото- и видеоаппаратурой на местах бывших языческих капищ. Во время пребывания в этих местах нередко бывают случаи потери пространственной ориентации, зрительной и слуховой галлюцинации, выхода из строя фото- и видеоаппаратуры. Автор нередко и сам являлся очевидцем этих непонятных явлений, а рассказы многих людей о данных случаях являются подлинными шедеврами народного творчества.

 

Камень Ложак («Кровать»).

 

Во время этих исследований у автора и возникла мысль о научном изучении данных непонятных явлений с помощью современных технических средств. Случайное знакомство с сотрудником МАИТ, канд. биологических наук Галиной Григорьевной Романенко позволило начать воплощать эти задумки.

В состав нашей группы входили канд. биол. наук Г.Г. Романенко, С.Н. Старовойтов, О.В. Ягело и А.В. Горбуль. Исследования проводились сертифицированным прибором ИГА-1, высокочувствительным селективным измерителем электромагнитного поля с диапазоном 5-1000 Гц и чувствительностью от единиц до сотен пиковольт. Объектами исследования были выбраны бывшие языческие капища Ярилы – бога весны, плодородия и войны (холм «Могила Рыцаря» («Буцянок»), д. Гурница), Мары (Роды, Радуты, Аушрине) – богини мертвых и зари (холм «Французские (Немецкие) могилы», д. Радута), Лаймы – богини рока, знаний и рождения (урочище Вайшский Лог у д. Радута), Веяса – бога ветров (урочище Вайшский Лог), Деда – бога-первопредка, опекуна домашнего хозяйства, дома, урожая, семьи, рода (урочище «Дзедава хата» в бывшей д. Стуковщина) и невыясненного бога у «Тысячелетнего Дуба» (бывшая д. Стуковщина).

 

Предполагаемое капище Ярилы.

 

Проведенная нашей группой экспериментальная работа на языческих капищах Лынтупщины открыла широкие перспективы использования подобного метода исследования в археологии и, в первую очередь, в изучении культовых памятников.

Так, нам удалось по особому следу (который похож на тепловой след в области инфракрасного излучения) найти первоначальное место нахождения передвинутого культового объекта (камень-жертвенник из капища Ярилы, идол Веяса), исчезнувшие с капища культовые объекты (12 культовых камней, посвященных малым божкам-ветрам на капище Веяса, идол Ярилы, Мары (Радуты) и др.). Также по характеру излучения можно отличить культовые объекты от природных (2 части идола Веяса) и другие возможности, которые нам еще предстоит осмыслить.

 

Вероятный фрагмент идола Веяса (бога ветров).

 

Получив лишь часть информации об описанных выше исследованиях, ведущий специалист нашей страны в области изучения дохристианских культовых памятников, сотрудник Института Истории АН РБ, канд. истор. наук Э.М. Зайковский выразил большую заинтересованность в сотрудничестве. Он же и предложил совместно разработать методику подобных исследований в археологии.

Литература

  1. Ермаловіч М. Старажытная Беларусь. Мн.: Мастацтва і літаратура,1990. 336 с.

  2. Сагановіч Г. Нарыс гісторыі Беларусі. Мн.: Энцыклапедыкс, 2001. 412 с.

  3. Дучыц Л., Клімковіч І. Сакральная геаграфія Беларусі. Мн.: Літаратура і мастацтва, 2011. 384 с.

  4. Санько С., Валодзіна Т., Васілевіч У. Беларуская міфалогія:энцыклапекд. слоўн, 2004. 592 с.

  5. Гарбуль А. Скарбы сівых валуноў. Паставы: Сумежжа, 2002. 104 с.

  6. Гарбуль А. Паганскія капішчы і дахрысціянскія культавыя помнікі Пастаўшчыны // Беларускае Падзвінне: вопыт, методыка і вынікі палявых даследыванняў (да 80-годдзя пачатку археалагічных раскопак у г.Полацку) : зб. навук. прац рэсп.навук.-практ. семінара, Полацк, 20-21 лістап. 2008 г. Пад агульн. рэд. Д.У.Дука, У.А.Лобача. Новаполацк: ПДУ, 2009. С. 178-186.

  7. Vaitkevičius V. Alkai. Vilnius: Diemedžio. 2003. 320 p.

  8. Личный архив автора.

Автор: Горбуль Александр Васильевич, краевед, литератор

Перевод с белорусского: Анна Шамрук
Фото: Сергея Васильева

 

Александр Горбуль04.05.2015

ист: https://www.ufo-com.net/publications/art-8156-tainstvennye-lyntupy.html

 

Гарбуль Алесь Васильевич Руководитель лаборатории исследования археологических артефактов в Беларуси. Известный краевед и писатель.

Родился в г.Ровно (Украина). Рабочую деятельность начал в Поставском р-не «слесарем по трудоёмким процессам». В 1980 г. окончил с отличием элитный военно-морской техникум при Учебном Краснознамённом Отряде Подводного Плавания (Ленинград). Служил мичманом на подводной лодке в Тихоокеанском флоте. Участвовал в боевых походах в акватории Тихого океана. После демобилизации работал на предприятиях РБ, РФ и в Чешской республике. Последние годы живёт и работает в г/п Лынтупы. А.Гарбуль является одним из ведущих краеведов РБ. В 2002 г. по результатам своих исследований он написал и издал научно-популярную книгу «Скарбы сівых валуноў.» (А.Гарбуль, «Скарбы сівых валуноў.», Паставы,2002г). Неоднократно выступал в местной и республиканской прессе с публикациями (поэзия, проза, научно-популярная лит-ра, журналистика и др). В 2008 г. издана книга А.Гарбуль «Навэлы і апавяданні.», Паставы, 2008 г. Ряд экологических, краеведческих и социальных проектов в Белорусском Поозерье не прошли без его участия.

ист: http://ikeiz.org/portfolio_boss_new.html

 

Скарбы сівых валуноў

Гарбуль Алесь

Месца выхаду: Паставы

Дата выхаду: 2002

Рэдактар: Гіль Міхал

Выдавецтва/ друкарня: Сумежжа

Катэгорыя: Этнаграфія; Гісторыя; Культура

Кнігазбор: EEDC — бібліятэка Усходнеэўрапейскага дэмакратычнага цэнтру, ul. Nowy Świat 23/25 m. 30, Warszawa (папяровы асобнік)

Інвэнтарныя нумары: EEDC — [804]

Сыгнатура: VIII.2.GAR

________________________________________________

Кніга аўтара з мястэчка Лынтупы Алеся Гарбуля адметна ўжо тьм, што ў ёй падымаецца яшчэ невядомая і досыць недаследваная тэма — валуны нашай Зямлі. А між тым, яны дпя дапёкіх продкаў мелі тое ж значэнне, што і сённяшнія храмы. Цікавая кніга і тым, што апавядае пра беларуска-літоўскае памежжа. Кніга «Скарбы сівых валуноў» адрасавана шырокаму колу чытачоў: тых, хто цікавіцца роднай гісторыяй і культурай.

Каталёг: EEDC , ист: http://kamunikat.org/halounaja.html?pubid=16977

 

________________________________________________

Насчёт культовога камня возле д.Каптаруны. На мой взгляд, называть данный камень «погодным камнем» не корректно. Этот камень имеет общепринятое официальное название — Святы (Дзюравы) камень Каптарунски (Святой (Дырявый) камень Каптарунский). Под этим названием он описан и в научной литературе (по словам Л.У.Дучиц, этот камень один из самых известных белоруских культовых камней в научных кругах Европейского континента). Что касается публикаций об этом камне, то кроме «Скарбаў сівых валуноў», о нём есть незначительный материал в статье «Гэтыя дзіўныя камяні Пастаўшчыны», соавторы В.Винокуров, А.Гарбуль, Л.Дучиц, в энциклопедическом издании «Памяць.Пастаўскі раён.», Мн., БЕЛТА, 2001г., стр.36. Об этом камне, что я знаю, писали ещё канд.ист.наук Л.У.Дучиц, Э.М.Зайковский, Викантас Вайткявичюс.

Сам А. Гарбуль приглшает нас на Лынтупщину. По его словам он знает там свыше 100 сакральных и культовых объектов и может провести нас по тем, которые нас заинтересуют (правда, заранее обсудить с ним маршрут не получилось — «приезжайте и на месте выберем»). Также есть камни с которыми связаны наблюдения привидений, призраков и те, где якобы отказывает аппаратура.

ист: http://www.ufocomm.ru/topic/4019/

 

“Лынтупы са сваім Локісам складуць канкурэнцыю Дракулавай Трансыльваніі”

Loading

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.