•       Идут годы, меняются времена, события, люди, но одно остается незыблемым и вечным  – Родина. Нам кажется, что мы знаем о нашей малой Родине все, или почти все. Но каждый раз, когда мы путешествуем, наблюдаем, читаем, исследуем и думаем о ней, мы открываем для себя что-то новое. И сегодня каждый из нас имеет возможность поделиться этим : новыми фактами, новыми стихами, новыми мыслями о своем крае, городе, селе и рассказать миру о своей малой Родине, о людях с большой душой…

«Курортная» узкоколейка Лынтупы–Кобыльник

   Железнодорожная история местечка Лынтупы началась за 20 лет до появления узкоколейки Лынтупы—Кобыльник. В 1895 году через местечко была проложена первая в Российской империи частная узкоколейка Свенцяны- Березвечь.

В 1916 году узкоколейку Лынтупы—Кобыльник построили немецкие войска. Она была одной из сотен прифронтовых узкоколеек, проложенных в годы Первой мировой вдоль проходившей по территории Беларуси линии фронта. По ней перевозили продовольствие, строительные материалы, личный состав германской армии.

Вокзал ст. Лынтупы железной Свентянско-Березвечской дороги

   Закончилась война и началась новая жизнь узкоколейки. Её популярности во многом поспособствовало то, что с 20-х гг ХХ века в нарочанском крае началось активное развитие туризма. Так как основные туристические объекты были сосредоточены на побережье озера, в 1937 году узкоколейка была продлена на 4,18 км от Кобыльника (совр. д. Нарочь) до Купы (совр. к. п. Нарочь), где из старых грузовых вагонов был построен пассажирский вокзал.

Открытие нового 4-км участка узкоколейки. 1937-й год.

Немецкий паровоз в Кобыльнике (сейчас пгт. Нарочь)

Курортной (так её называли в народе) узкоколейке Лынтупы—Кобыльник. По ней жители Литвы часто ездили отдыхать на «Виленское море», как тогда называли озеро Нарочь. До начала Второй мировой войны в д. Купа (совр. курортный посёлок Нарочь) был построен причал для яхт и здания двух турбаз. Так как озеро Нарочь было самым крупным озером довоенной Польши, курорт привлекал на отдых жителей из разных регионов страны. 

 

Первое расписание поездов на «курортном» маршруте датируется 1922 годом. Согласно ему, 40 км пути поезд проходил за 3 часа. Тогда остановочных пункта было 4: Лынтупы, Ольшево, Константинов Великий (совр. Константиново), Кобыльник. Позже были добавлены остановочные пункты Трабутишки, Петрополь, Белишки, Грумбиненты и др.

Несмотря на значимость узкоколейки для социально-экономического развития края, 1 октября 1924 года движение на ней без объяснения причин было прекращено. Появились слухи, что дорога будет полностью ликвидирована. Этого, к счастью, не произошло: узкоколейку отстояли лишённые железнодорожного сообщения жители «попутных» населённых пунктов, поспособствовал восстановлению движения и хозяин маёнтка Ольшево пан Хоминский. Таким образом жизнь узкоколейки «Лынтупы—Кобыльник» была продлена на 39 лет. Окончательно и бесповоротно ёё закрыли в третьем квартале 1963 года. Главным аргументом было то, что грузо- и пассажироперевозки экономичнее осуществлять автотранспортом.

по материалам: читать статью полностью >>>  В добрый путь, или Почему следует вернуть широкую известность узкоколейке Лынтупы–Кобыльник.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Добавьте свой комментарий или поделитесь материалом