«Увидеть Париж и умереть…» — это про столицу Франции.
У Пастаўскім раёне ёсць вёска з адметнай назвай — Парыж.
Паводле падання, такое найменне ёй даў сам Напалеон Бана-
парт. А было гэта ў час вайны з французамі 1812 года.
Неяк раніцай жыхары вёскі ўбачылі, што на Сароцкай гары з’явіўся невялікі атрад казакаў. Відаць, яны меліся там адпачыць, бо рассядлалі коней, расклалі вогнішчы, пачалі варыць кашу.
Але потым хутка агонь пагасілі і некуды зніклі. Пад абед да вёскі падышлі французскія войскі. І ў гэты момант на іх з засады наляцелі казакі. Завязаўся бой. Французы занялі абарону і чакалі падмацавання. Праз дзве гадзіны, калі з боку Ласькіх пачаў набліжацца яшчэ адзін напалеонаўскі атрад, казакам давялося адступіць. Было гэта, верагодна, 4 ліпеня. Прайшло некалькі дзён, і ў вёску ўвайшлі галоўныя сілы французскай арміі.
Якраз на карэце са світай пад’ехаў Напалеон. Быў час абеду, імператару накрылі стол на адным з узгоркаў, дзе ён і прыпыніўся са сваёй світай. Аглядаючы навакольныя краявіды, Банапарт прыйшоў у захапленне ад убачанага.
— Якія маляўнічыя мясціны! — усклікнуў ён. — Тут прыгожа, як у парках Парыжа! Давайце назавем гэту вёсачку так: маленькі Парыж.
Наступнай раніцай вясковых жыхароў сабралі на сход. Пяцёра
гвардзейцаў пачалі тлумачыць вяскоўцам, што цяпер іх па-
селішча будзе называцца Парыж. Размову вялі праз мясцовага
пана. Той перакладаў, як мог. А ў канцы весела спытаў:
— Ну як, згодны стаць парыжанамі?
— А што? Парыж, дык Парыж, толькі б кароў не чапалі, — адказалі сяляне.
Як сведчыць паданне, кароў французы ўсё ж забралі на патрэбы арміі, а назва засталася. Пан ад яе быў у захапленні, а сяляне паступова прывыклі.
Матэрыял з:
Навукова-папулярнае выданне
ІГАР ПРАКАПОВІЧ
Назвы нашых мясцін
«100 дорог»: Белорусский Париж
Александр Николайчук, ET CETERA / Александр Николайчук
От Минска до белорусского Парижа около 200 км. Деревушка в Поставском районе Витебской области славится особыми нравами и собственной башней, которую местные жители называют Эльфовой.
Въезд в Париж венчает скромная церквушка — младшая сестра Собора Парижской Богоматери. Чуть дальше — небольшая Белая площадь, которую местные называют Песчаной или Спальной. Спят на ней преимущественно местные работяги, которым не по силам донести выпитое из продуктового бутика до кровати. На местном Монмартре расположился магазин «Фантазия».
Улыбчивые парижане уверены, что новую вывеску парижская лавка получила за честное исполнение покупательских желаний. А их не так уж много. Убеленный сединой житель вольных кварталов называет три: «Сигареты, водка и кола». Старые парижанки в пику жгучим «французам» на гнедых лошадях ограничиваются минеральной водой и бананами. Березовый сок местного разлива отдает дешевым парфюмом, от которого сходили с ума римляне и кельты.
На Елисейских полях растет пшеница и клевер. Национальный картофель в этом году к посевной не завезли. Парижане говорят, что картофель — дело нерентабельное.
— Сеют, что хотят, — сокрушается работник «Парижской коммуны». — Хотя нам что картошка, что зерно — какая разница. Беда только, что в посевную водку купить можно только под вечер.
Закат парижане встречают грустными стайками. На Спальную площадь съезжаются велосипедисты и семейные телеги, бродят коровы и уставшие трактористы. За углом парижской библиотеки — главная достопримечательность деревни, Эльфовая башня. Почему «Эльфовая», молодые парижане не знают. Уверяют, что, как в настоящем Париже. Странная конструкция высотой от силы в пять метров — близкий родственник вышкам электропередач. Неизвестный инженер обеспечил «эльфов» телевизионной антенной и смотровой площадкой на уровне деревенских заборов.
Дополняют «эльфийский» объект гипсовые фигурки и небольшое озерцо, подпертое огородами парижан.
По берегам разгуливают куры. В Париже их называют священными животными, дескать, как в настоящем Париже или «какой-то другой стране».
К истории своей деревни местные жители относятся без особого трепета. Уверены, что деревню назвал Наполеон, великий современный полководец, который жив до сих пор и даже входит в правительство страны. По другой версии Наполеон был, но умер в годы Великой Отечественной войны, оставив белорусским парижанам восхищенный клич «Ба, здесь как в Париже!». Чем белорусская деревня поразила французского завоевателя — загадка. Но людская молва помнит Наполеона, пишущего в сени белорусской дубравы письмо своей любимой. К слову, за аналогичной писаниной императора заставали еще как минимум в трех точках современной Беларуси.
Парижская рабочая молодежь начинает утро в колхозе, а заканчивает на ступеньках магазина БелКООПсоюза в Париже. На витринах мороженое, конфеты и пиво. Парижские орлы уверены, что человек рожден работать, жениться и умереть. И все это — не отходя от Елисейских полей:
— Жизнь за Парижем, конечно же, есть. Но она не такая интересная, как здесь. У нас здесь шик и парижский лоск. Все по-настоящему.
Из настоящего — музей Иоанна Павла Второго, покойного Папы Римского. Музей, каких в мире несколько сотен, стоит неподалеку от парижского озера.
И хоть белорусское местечко от Рима и Парижа далеко, в Бога и справедливость здесь верят искренне и по-настоящему.
* * *
Читать полностью: https://news.tut.by/society/138892.html
Из Парижа в Мосар. Ралли на тракторах по бездорожью
Ралли по бездорожью на тракторах Belarus — новое развлечение в белорусской глубинке.
/ Техно
Просмотров: 9326 Комментариев: 0
Ралли на тракторах Belarus по маршруту Париж — Мосар состоялось 28 января в Витебской области.
«Пилотам» тракторов пришлось преодолевать 12 километров через перепаханные поля, водный участок, лесные тропы и рукотворные препятствия.
Иллюстрация belarus-tractor.com
Всего на старт вышло 8 тракторов, семь из них представляли самую мощную серию Минского тракторного завода — BELARUS-3522. Эти трактора оснащены двигателем Caterpillar C9 мощностью 364 л.с. Еще один участник — трактор МТЗ на гусеничном ходу.
Старт гонки был дан в полдень на центральной площади агрогородка Париж в Поставском районе. Место старта в белорусском Париже выбрано в качестве знака солидарности с командой «МАЗ-СПОРТавто», на днях вернувшейся с ралли «Дакар», которое сейчас проводится по территории Южной Америки, а раньше стартовало в столице Франции.
Финишная черта находилась в деревне Мосар Глубокского района. Зрители могли наблюдать за перипетиями борьбы на большом экране, который был установлен в Мосаре у костела Святой Анны. Трансляция велась с квадрокоптеров.
После финиша публику ожидало небольшое тракторное шоу, а дети смогли вдоволь полазать по гигантским тракторам и даже прокатиться на них.
Фото Сергея Балая
источник: http://naviny.by/article/20170128/1485611790-iz-parizha-v-mosar-ralli-na-traktorah-po-bezdorozhyu
«Никаких тебе продавцов дешевых сувениров и нагромождения туристических автобусов, никаких тебе китайцев с селфи-палками, равно как и ничего вообще. Посреди белорусской деревни стоит «копия» Эйфелевой башни. Оригинал во Франции 324 метра, наша – под тридцать.»
текст и фото из: https://www.holiday.by/blog/35445
Наполеон ли дал название поставскому Парижу?
Пятница, 1.03.2013 12:22. Category: Краязнаўства
У шматлікіх публікацыях пра вёску Парыж, што на Пастаўшчыне, многія аўтары прыводзяць легенду пра тое, што назву гэтаму паселішчу даў сам Напалеон, калі спыняўся ў гэтых мясцінах у час свайго паходу на Расію. Гэта версія выглядае прывабна і заманліва, улічваючы тое, што Банапарт сапраўды праязджаў праз тэрыторыю сучаснага Пастаўскага раёна. Але на самай справе французскі імператар не меў ніякага дачынення да ўтварэння назвы, яна з’явілася значна раней. У кнізе Барталамея Гаўрыльчыка “Дэканат полацкі ў святле апісання парафій з 1784 года”, якая выйшла ў свет у Беластоку ў 2005 годзе, сустракаем запіс, што ў парафіі дунілавіцкай за дзве мілі на поўнач ад дунілавіцкага касцёла знаходзіцца фальварак Парыж (Paryї), які належыць Тызенгаўзу. На той час пастаўскімі маёнткамі валодаў падскарбій надворны Вялікага Княства Літоўскага Антоній Тызенгаўз, які, магчыма, і назваў адзін са сваіх фальваркаў у гонар французскага Парыжа. Напалеону тады ішоў толькі пятнаццаты год.
Падобная сітуацыя і з назвай вёскі Барадзіно Пастаўскага раёна. Задоўга да знакамітай барадзінскай бітвы пад Масквой, яшчэ ў 1784 годзе, яна была вядома як уладанне яснай пані Варыжынай у задзеўскай парафіі свірскага дэканата.
Ігар ПРАКАПОВІЧ, краязнаўца.
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.