•       Идут годы, меняются времена, события, люди, но одно остается незыблемым и вечным  – Родина. Нам кажется, что мы знаем о нашей малой Родине все, или почти все. Но каждый раз, когда мы путешествуем, наблюдаем, читаем, исследуем и думаем о ней, мы открываем для себя что-то новое. И сегодня каждый из нас имеет возможность поделиться этим : новыми фактами, новыми стихами, новыми мыслями о своем крае, городе, селе и рассказать миру о своей малой Родине, о людях с большой душой…

КОСТЕЛ ИОАНА КРЕСТИТЕЛЯ в д.Камаи.(Поставский р-н)

     Построен в 1603 – 1606 годах из кирпича. Во время северной войны со шведами 1700 – 1721 годов обстрелян шведами, в стенах остались следы снарядов. Реконструирован в 1861 году.

Костел Иоанна Крестителя — единственный в Беларуси храм, который никогда не закрывался, несмотря на его внушительный возраст, более 400 лет.

С 1843 года при храме существовал госпиталь. Является памятником оборонительного зодчества с элементами готики и ренессанса. Толщина его стен достигает двух метров. Каменный двухбашенный почти квадратный храм с большой полуциркульной апсидой и сакристией с северной стороны. Накрыт двухскатной крышей, переходящей над алтарем в конусообразную.

В 1778 году к южной стене костела была пристроена большая часовня с криптом. По бокам фасада находятся две цилиндрические башни с бойницами и амбразурами. В интерьере сохранились алтарь начала XVIII века, орган конца XVIII века, икона Матери Божьей, считавшаяся в XVIII веке чудотворной. В костеле находится работа кисти Альфреда Ромера «Иисус Христос и сирота».

 

Страна Белоруссия

Агрогородок Камаи

Конфессия Католицизм

Епархия Витебский диоцез

Строительство 1603—1606 годы

Состояние действует

Костел Иоанна Крестителя — единственный в Беларуси храм, который никогда не закрывался, несмотря на его внушительный возраст, более 400 лет.

Верш Генавефы Дубіловіч «Камайскі касцёл»

(глядзэць видэяролік)

Во дворе костела святого Иоанна Крестителя находится большой каменный крест с нишей для распятия. Крест был установлен в XV-XVI веке. Высота креста 2,55 метра.

Источник: http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=11842#ixzz313mtQZB8

 

Этот храм — один из немногих на территории Беларуси, который никогда не был закрыт. Уже это, учитывая его солидный возраст — 400 лет, делает храм уникальным. Даже при коммунистах костел действовал благодаря хорошему отношению властей к местному ксендзу Булько, который во время войны спас от немцев известного партизана.

Уникальным, камайский костел делает ещё и то, что храм сохранил не только свои стены, но и атмосферу. Не разрушался, не передавался из рук в руки.

До сих пор стены костёла, толщина которых составляет от 2 до 2,5 метров, хранят в себе шведские ядра времён Северной войны. Ни шведам не удалось взять уникальный памятник оборонительного зодчества, ни другим захватчикам, которых белорусские земли повидали немало.

 

Удивительное архитектурное сооружение было возведено на месте, которое изначально было для местных жителей определяющим. Это место было центром деревни, тут, сходились образуя перекресток пять дорог.

В старину, к перекрёсткам всегда было особенное отношение. Даже если одна дорога вливалась в другую, на таком месте либо устанавливали камень, либо ставили крест – каплицу. Известно, что первоначально на перекрёстке был установлен огромный, двухметровый валун. Из него не позднее XV века вытесали крест, который стоит напротив костёла и сейчас. Этот крест также является своего рода символом Камаев.

Когда в Камаях появился первый храм, достоверно неизвестно. Но вот акт завершения строительства существующего, датированный 1606-м годом, сохранился и до наших дней.

В середине XVII века храм горел, после чего исчезли поддерживающие крышу колонны. В XVIII веке была пристроена каплица с криптой, а также хоры, на которых сегодня установлен орган.

Храм возвышается в самом центре деревни, на холме, напоминая средневековый замок. Существуют даже легенды о сокровищах местного монастыря: говорят, что от костёла до сих пор ведут подземные ходы, которые никто с позапрошлого века не исследовал. Если верить легендам, монастырь здесь был богатый, да и владельцы местечка в минуты опасности оставляли свою казну на сохранность монахам и священникам.

Наибольший интерес в художественном отношении представляет западный фасад, фланкированный двумя цилиндрическими башнями с круглыми амбразурами. Башни (их высота 16 м при диаметре свыше 5 м), а также общий монументальный характер всего сооружения говорят о том, что храм служил целям обороны.

Внешний облик памятника суров: он совершенно лишен декоративных элементов. Единственным украшением являются четыре арочные ниши, расположенные в верхней части главного фасада.

План храма близок к квадрату. Интерьер имеет зальный характер за счет обширной полукруглой апсиды.

Уникальный по своей архитектуре и культурной значимости, камайский костёл не имеет аналогов ни в Беларуси, ни за её пределами. И не только потому, что у храма оригинальная архитектура, совместившая в себе черты готики, ренессанса и барокко. Суровые реалии требовали от белорусских святынь, кроме чисто обрадовых фунций, нести еще и оборотильный смысл. Ничего подобного не могло быть на более благополучных землях.

 из ист: http://stanislav-05.livejournal.com/277262.html 


Комаи (польск. Komaje, лит. Komajai)  — деревня недалеко от Постав. Нередко говорят, что Камаи — это местечко на краю света. Впрочем, местные жители так не считают. Не такой уж и край, хотя и совсем близко от границы нынешней Беларуси.

Камаи — деревенька совсем небольшая, и расположилась она на холме, на берегу Камайки, небольшого и ныне почти пересохшего притока реки Вилии. А ведь сохранились сведения о том, что Камайка была вполне судоходной рекой, и сплавляли по ней в том числе и лес, да и транспортный путь этот был достаточно проторённый. Может быть, поэтому для местных жителей одним из важнейших моментов в обеспечении собственной жизни была потребность защищаться. И возможности Камайки, равно как и холма, на котором возникло поселение, они использовали наилучшим образом.

Так, реку в этих местах использовали не только как транспортную артерию, но ещё и как защитный ров, который позволял обходиться без визитов незваных гостей. Тем более, что с холма было видно, кто и откуда плывёт. Соответственно, можно было и приготовиться. А местные, даром что ремесленники, умели и обороняться — жизнь заставляла.

Сегодня Камайка уже почти вся пересохла, по бывшему руслу бежит небольшой ручеёк. Но ведь и Немига, благодаря которой удостоился первого упоминания в летописи Менск, тоже нынче не на пике своей силы. Да ещё и заточена в канализационную трубу. Местные жители относятся к своей речке и своей истории значительно уважительнее.

Местечко Камаи вплоть до XIX века находилось в частной собственности. Сперва владельцем имения был некий Александр Пронский, позже земли перешли к семье шляхтичей Рудомини, которые были хозяевами и благотворителями здешних мест не одно столетие. В 1722 году Камаи купили шляхтичи Силистровских, которые и владели ими вплоть до ХХ века.

Не было в Камаях ни крупных промышленных предприятий или ремесленных мастерских. Местные основные свои потребности решали, так сказать, собственными силами, да и до тех жеПостав илиЛынтупов — рукой подать. А потому сохранила деревенька особенный совершенно дух, ощущение жизни, непостижимое теми, кто привык торопиться. Как в любой белорусской деревне, в каждом доме — собственное хозяйство, хотя и колхоз тоже имеется. Но главное, чем гордятся местные жители — это, конечно, костёл. Именно благодаря ему сюда и сегодня приезжают и туристы, и паломники, и просто те, кто хочет узнавать собственную страну не только по статьям или фотографиям, сделанным другими людьми. А таких с каждым годом становится всё больше.

фото Иосифа Цапеика

Костёл св. Иоанна Крестителя в Камаях находится на центральной площади. Раньше она называлась рыночной и по праздникам здесь организовывалась ярмарка. Сегодня в деревне имеется собственный магазин, и в ярмарке нужды нет. Да и ремёсла здесь уже не в почёте. Впрочем, для тех, кто приезжает сюда из большого города, эти перемены незаметны. Для горожан есть ощущение остановившегося времени. Действительно, темп жизни здесь совсем другой. Может быть, потому, что небольшие города, как опытные бегуны на длинные дистанции, очень разумно рассчитывают собственные силы. И рассчитывают на значительно больший срок, нежели горожане. Так, для нынешних жителей Камаев, как и многих других деревень, 60 лет — это ещё молодость. Вот и рассчитывают силы, чтобы с весенними да уборочными авралами сил хватило как минимум до векового дня рождения.

Камаи изменились. Но и сегодня сельчане, проходя мимо костёла, крестятся, а приезжих рассматривают как гостей. Впрочем, с определённой уже опаской, потому как по телевизору слишком часто говорят, что люди встречаются разные. Но для тех, кто приходит с добром, в Камаях всегда встречают исключительно гостеприимно.

ист: http://ru.genealogia.wikia.com/wiki/Комаи

использованы фото разных авторов из открытых источников интернета

На хорах сегодня установлен орган. Впрочем, любой орган непременно требует приложения человеческих рук. Вот и сегодня в костёле можно и послушать, и купить музыкальный диск, на котором местные уроженки, Анна и Елена Довжук поют в собственном органном сопровождении песни о Боге и Его святыне в Камаях.

Адрес:

Страна: Флаг Белоруссии Белоруссия
Город: Камаи
Адрес: ул. Гагарина, 1
Телефон+375 02155 34346

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Loading

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Добавьте свой комментарий или поделитесь материалом

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.