
Соседями наших предков — белорусов и поляков, на протяжении многих веков были евреи. О жизни этого народа до наших дней дошло не так уж много сведений.
В интернете есть англоязычный еврейский сайт, посвященной истории довоенной Поставской еврейской общины. Предлагаю Вашему вниманию небольшой отрывок, повествующий о трагических событиях, которые происходили во время первой мировой войны (1914-1918 гг.).
«Немецкие шпионы»
«C началом Первой Мировой войны положение Поставских евреев было хуже, чем в других местечках в этом регионе. Христианские соседи стали смотреть на евреев с подозрением и враждебностью. Каждое несчастье или трагедия, которые постигали людей, объяснялись так, как будто это дело рук евреев. Когда возникла нехватка серебряных денег то стали говорить, что будто евреи все деньги накопили и сознательно не пускают в оборот.
Наиболее серьёзным предъявленным обвинением было сотрудничество с немцами. Местная молодёжь была мобилизована на месть. Жизнь для евреев стала очень трудной. В канун Судного дня немцы вошли в Поставы. Многие евреи тогда бежали в Россию, пишет westki.info.
Передовые части Кайзера приблизились к Глубокому. Но недолго немецкие войска оставались в Поставах. Восемь дней спустя русские перешли в контрнаступление. Полк казаков ворвался в местечко, и с пронзительным гиканьем поскакал к казарме на улице Виленской. Видимо, по мнению казаков, немецкие войска должны были находится именно там. Православные с радостью собрались на улицах, чтобы приветствовать казаков. Евреи попрятались в своих домах в большом страхе. Жители начали рассказывать казакам всякие небылицы о евреях, что они якобы скрывают немцев в своих домах, и что евреи закрыли свои магазины, чтобы сохранить свои товары для немцев.
Вдруг раздалась команда казацкого командира: «Все евреи должны собраться на рынке, ни один не должен оставаться в своём доме». Раввин посоветовал всем идти на рынок, и сам тоже пошел. Даже больные были перенесены на рынок. С рынка евреев, вместе с раввином, повели в чистое поле за казармы, где все должны были быть расстреляны.
Казаки взяли только мужчин, но женщины и дети добровольно последовали за ними. Раввин Шнеур Залман подошёл к казачьему командиру и попытался убедить его, что евреи невинны. В это время праведный христианин Захаров тоже подошел к командиру. Захаров был отставным офицером русской армии, у которого была награда — золотая медаль (или крест), которая в это время находилась у него на груди, и наградные документы за подписью царя.
Захаров сказал: «Всю свою жизнь я служил царю. За мою честность и преданность мне дали эту награду». «Что Вы хотите мне сказать? Говорите!»- сказал казачий командир.
«Я хочу вам сказать, что раввин и евреи невиновны. Все, что о них говорят, ложно. Я умоляю вас, сохраните им жизнь. Если вы собираетесь расстрелять их, то расстреляйте и меня вместе с ними». С этими словами он обнял раввина и не отпускал его. «Захаров, пусть будет, как вы хотите. Но с условием, что евреи покажут нам, где прячутся немцы.
И ещё, пусть они немедленно откроют свои магазины», сказал казачий командир. Магазины были открыты. Казаки сразу же стали грабить, брали что хотели, а потом разрешили местному населению брать всё, что осталось. Быстро все товары были растащены.
Немцы снова вернулись через два дня […]. Жизнь на Поставщине оставалась нестабильной на протяжении 3-х лет. Из-за артиллерийского обстрела и постоянного страха, стало невозможно продолжать жить в местечке. Евреи бежали из Постав в течение 10 дней покаяния в 1915 году. Многие пошли в Вильно, а многие поселились в Паневежисе (Литва). Там не было такого голода и нужды для беженцев. Евреи жили там с надеждой, что смогут вернуться в Поставы как можно быстрее…».
Кстати, во время Первой Мировой войны казаки устраивали еврейские погромы в Поставах трижды, 31 августа, 2-го и 19 сентября 1915 г. Это не были исключительные, отдельные случаи. Подобным образом казаки вели себя в наших краях повсюду. Вот ещё одна цитата: «Второго сентября через местечко Козяны (теперь Браславский район) прошло много пехоты, но всё было тихо и спокойно. Вечером появились казаки, грабили лавки, но брали лишь то, что нужно. Наутро они предложили крестьянам брать из еврейских лавок и домов всё, что те захотят.
4 сентября казаки сожгли мост, 5-го и 6-го бесчинства достигли высшей степени — ходили по домам, тащили всё, что возможно. Остальное – мебель, утварь – ломали, уничтожали. Двое местных жителей, зажиточные люди Гирш Авербух и Пейсах Гордон, стали просить казаков оставить им хоть что-нибудь, чтобы не остаться совершенно нищими. Их за это избили нагайками. Были погромы в ближайших местечках Германовичи и Поставы. Там проделывали всяческие ужасы с женщинами…».
А вот отрывок из частного письма от 19 сентября 1915 г., повествующий о событиях в Глубоком: «Дорогой Н., С 7-го на 8-ое наехало много казаков, и начались бесчинства, грабили магазины и затем по домам. Посетили они всех жителей, где не особенно хорошо отличились поведением. Б.Краута пригласили к есаулу, и он его продержал несколько часов и всё время угрожал, что он его повесит. Тем временем казаки продолжали в городе бесчестить много женщин. Они ворвались в синагогу, собрали там много девушек.
Часть казаков с саблями наголо стояли около синагоги, а часть находились в синагоге, и оттуда слышно было крик и плачь этих бедных, несчастных девушек. Никого не допустили прийти на помощь этим несчастным жертвам. Когда Краута отпустили, его по дороге встретили казаки, сняли с него золотые часы, отобрали деньги и так избили, что он еле живой вошел в дом, ничего не говорил и пролежал целые сутки полумертвым.
Когда спустя день немного успокоился, только рассказал всё случившееся с ним, все его переживания. Где доктор Гец жил на квартире, казаки туда тоже зашли. Там находились девушки, которым грозила та же участь. Доктор начал просить казаков, чтобы они пошли с ним, и он им покажет лучших. Тем временем эти девушки спрятались. Когда казаки поняли, что доктор Гец их обманул, они ударили его шашкой по голове несколько раз. У него и теперь следы (шрамы) видны. В таком положении Глубокое находилось два дня. На третий день приехали офицеры, полиция. Тогда только начало успокаиваться. Теперь в Глубоком спокойно…».
Межвоенное двадцатилетие
В газете «Wileński dziennik wojewódzki», в №1 за 8 января 1938 г., было указано количество еврейского населения, проживавшего на территории Виленского воеводства:
Вильно — 58511 человек,
Дисненский повет – 11740 чел.,
Ошмянский повет – 8000 чел.,
Свенцянский повет – 7884 чел.,
Браславский повет – 7703 чел.,
Вилейский повет – 6800 чел.,
Виленско-Трокский повет – 5826 чел.,
Молодечненский повет – 5780 чел.,
Поставский повет – 2755 чел.
Казаки и ВКЛ
Не удивляет зверства казаков. Поражает благородный и смелый поступок отставного офицера Захарова. Было бы неплохо увековечить память о нём, например в названии одной из улиц Постав. Он этого заслуживает больше, чем Ленин или какой-нибудь там Марков. Захаров спасал человеческие жизни, а эти их отнимали.
Казаки зверствовали на белорусских землях не только во время Первой Мировой войны. В 1562 году войска Ивана Грозного вторглись в историческую Литву. Целью похода был Полоцк. Армия захватчиков насчитывала 33407 человек, среди которых были и казаки. 15 февраля 1563 г. город, не выдержав огня 200 орудий, капитулировал.
Один из наёмников царя, немец Генрих Штаден, оставил воспоминания о зверствах, которые творились на его глазах после захвата Полоцка. Еврейское население города было поголовно истреблено. Их утопили подо льдом Двины. Умертвили и католических монахов Бернардинцев. Любопытно, что завоеватели перебили даже своих единоверцев, православное духовенство Полоцка.
Уцелевших жителей города увели в рабство вглубь Московии. Сегодня некоторые российские историки цинично объясняют эти зверства тем, что царь якобы был возмущён реформаторской ересью, которую распространял Полоцк. На 17 лет некогда самый крупный город Восточной Европы стал абсолютно безлюдным – в нем пребывал только гарнизон московитян.
В 1648 году запорожские казаки, заручившись поддержкой царя московитов, совершают набег на территории ВКЛ. Нападение сопровождалось жесточайшими зверствами, тотальными грабежами, поджогами, изнасилованиями женщин и резнёй местного населения.
Казакам удалось тогда захватить Пинск, Туров, Мозырь, Гомель, Бобруйск. Вскоре Пинск отбили польско-литовские ополченцы, а в январе 1649 г. наши войска, под командованием гетмана Яна Радзивила, выбили казаков из Турова, Мозыря и Бобруйска. Подобных примеров много. Чего только стоит «деятельность» казаков в войне 1654-1667 гг., развязанной «тишайшим» русским царём. По оценкам историков, с 1654 по 1667 г. погибли 52% жителей белорусских территорий.
«Казакам» придётся сильно пофантазировать, чтобы придумать, почему же народ, который сначала приветствовал русского царя, через несколько лет стал изгонять русские войска вместе с казаками, из своих пределов! Могилёвский гарнизон русских был вырезан полностью. Казаки тогда метались словно крысы, с одного стана в другой, пытаясь спастись.
А всё из-за грабежей и немотивированной жестокости, совершаемых войском «тишайшего» и казаками, даже в отношении православных единоверцев. В итоге сами православные объединялись в партизанские отряды и изгоняли войско русского царя и его казаков. Кстати, после этой войны (1654-1667) в Поставах остались целыми только 5 дворов.
Свою кровавую роль сыграли казаки и в подавлении национально-освободительных восстаний 1794, 1830-1831 и 1863 гг. Тогда эти люди, которые почему то любят называть себя «Христолюбивым воинством», проявили свою звериную жестокость по отношению к полякам, белорусам и литовцам.
Отметились казаки и в начале XVIII столетия, во время очередной войны России со Швецией. Тогда король Август II втянул Речь Посполитую в войну на стороне Петра I. Отступая под напором шведов из Минска, русские «союзники» подвергли город разграблению. Особенно отметились кавалеристы Шереметева и казаки, которые разграбили женский монастырь Святой Троицы, Церковь Святого Духа и Петропавловскую церковь.
«Историческая правда» http://www.istpravda.ru/digest/13230/
00:39 19/04/2016